Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Тяжелые нарушения речи могут отразиться на его умственном развитии, если ему не будет оказана своевременная помощь. Дети, плохо говорящие, начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе. Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.